Интернет-приемная
Хотите обратиться в Банк России? Это можно сделать удобным для вас способом:
В мобильном приложении «ЦБ онлайн» у вас есть возможность в любой момент получить онлайн-консультацию от специалистов Банка России. Операторы чата 24/7 готовы ответить на вопросы о финансовых продуктах и услугах, порекомендовать порядок действий в сложной ситуации, пояснить значение того или иного термина и многое другое.
Кроме этого, в «ЦБ онлайн» можно:
- Проверить финансовую организацию на наличие лицензии, узнать, оказывает ли она нужные услуги, и найти на карте ее ближайший офис.
- Рассказать Банку России о своем опыте приобретения финансовых услуг и продуктов.
- Почитать статьи и новости из мира финансов.
Обращаем внимание, что приложение не обрабатывает персональные данные. Поэтому, если вы считаете, что финансовая организация нарушает ваши права, то направить жалобу можно с помощью формы отправки обращения в электронном виде. Обязательно приложите все документы, имеющие отношение к сложившейся ситуации.
Если вам нужна информация справочного характера, вы можете задать вопрос оператору контактного центра. Единственное условие — ответ не должен требовать раскрытия конфиденциальной информации, в том числе персональной или относящейся к банковской тайне. Банк России никогда не запрашивает такую информацию и не предлагает совершать операции по вашим счетам. Остерегайтесь мошенников!
Контактный центр работает круглосуточно, без выходных.
В настоящее время нагрузка на операторов связи увеличена. Если вы не смогли связаться с нами, пожалуйста, перезвоните позднее.
Многие спорные ситуации можно решить, обратившись непосредственно в банк, страховую компанию или другую организацию финансового сектора. Если же обращение не помогло разрешить ситуацию, и вы считаете, что ваши права нарушены, то здесь вы можете направить жалобу.
В интернет-приемную Банка России могут обратиться как физические, так и юридические лица. Приложите, пожалуйста, скан-копии всех документов, которые помогут нам разобраться в обстоятельствах вашей проблемы.
Обращения граждан рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». В течение трех календарных дней на указанный вами адрес электронной почты поступит уведомление с датой регистрации запроса в Банке России. Подготовка ответа на обращение занимает до 30 календарных дней (срок может быть увеличен до 60 календарных дней).
Большинство ответов на обращения подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) Банка России, которая юридически равнозначна собственноручной подписи (в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»). Электронный документ, подписанный УКЭП, принимается к рассмотрению во всех органах государственной власти РФ.
По вопросам работы официального сайта Банка России вы можете написать напрямую в службу поддержки: webmaster@mail.cbr.ru. Вопросы и обращения по другим темам по этому адресу не рассматриваются.
Обращаем ваше внимание, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена возможность подачи жалоб на постановления по делу об административном правонарушении (определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении) в форме электронного документа. Жалобы, направленные в Банк России в форме электронного документа, будут оставлены без рассмотрения по существу (решения Верховного Суда РФ от 21.06.2019 № 20-ААД19-2, от 13.06.2019 № 11-ААД19-4, от 27.09.2018 № 53-ААД18-10).
На личном приеме вы можете получить устные разъяснения по своей проблеме. Если для подготовки ответа потребуется дополнительная проверка, в Общественной приемной Банка России вам помогут подготовить письменное обращение.
Узнать статус обращения
Здесь вы можете проверить статус рассмотрения обращения по номеру и дате его регистрации в Банке России. Информация о статусе поступит по электронной почте в течение нескольких минут.
Узнать статус обращенияОтветы на популярные вопросы
Может ли банк после смерти заемщика требовать погашения кредита наследником?
Наследство включает в себя не только имущество, но и долги покойного, и кредиторы имеют право требовать у наследников их погашения. Не платить по этим долгам можно, только отказавшись от наследства целиком.
Выяснить, были ли у человека долги и в каком объеме, поможет нотариус, который ведет наследственное дело. По просьбе наследника он может запросить эту информацию в бюро кредитных историй и Федеральной службе судебных приставов. В Федеральной налоговой службе он может уточнить, нет ли у скончавшегося человека долгов по налоговым платежам.
По наследству передаются не все долги. Например, алименты или штрафы за умершего выплачивать не надо. Выплачиваются только долги банкам, МФО и КПК, долги по коммунальным платежам и налогам. Причем необходимо вернуть не только основной долг и проценты, но и штрафы и пени, начисленные к моменту смерти человека.
Наследники обязаны погашать долги только в пределах стоимости имущества, которое им досталось. Если задолженность больше, чем суммарная стоимость наследства, кредитор просто списывает остаток долга.
Банки часто рекомендуют заемщикам страховать жизнь и здоровье в пользу банка, особенно если выдают большой кредит на долгий срок. Поэтому если соответствующие риски застрахованы, то в случае смерти должника его наследникам следует обратиться в страховую компанию и банк, предоставив необходимые документы по страховому случаю. При этом банк может обратиться за страховым возмещением к страховщику, так как в зависимости от договора он также может являться выгодоприобретателем или страхователем (при коллективном страховании).
Но в договоре страхования могут быть прописаны ограничения, и важно их внимательно изучить. Далеко не все виды смерти могут считаться страховым случаем. Например, если человек совершил самоубийство или страдал от смертельной болезни, которую скрыл от страховой компании, страховщик не станет гасить долги — они перейдут к наследникам. Эти нюансы нужно проверить в условиях договора.
Что делать, если мне звонят из МВД, ФСБ или других правоохранительных органов и просят данные карты или перевести деньги?
Если вам звонят из банка, полиции или другой организации и просят совершить финансовые операции по счету (перевод, зачисление, в т.ч. на «безопасный» счет и т.д.), немедленно прекратите разговор. Если есть сомнения — позвоните в свой банк и узнайте, все ли в порядке с деньгами.
Зачастую при звонке злоумышленники представляются не только «службой безопасности банка», но и «сотрудниками МВД» или других правоохранительных органов, используют разнообразные приемы, сообщают, например, о якобы проводимых в данный момент мероприятиях по поимке преступников. Будьте бдительны и не выполняйте требования позвонившего. Настоящие сотрудники правоохранительных органов или банка никогда не будут запрашивать у вас данные карты или просить перевести деньги.
Дополнительная информация — в материале «Финансовой культуры».
Хотел погасить досрочно свой заем в МФО, но мне отказывают и требуют оплаты процентов за весь период действия договора. Что делать?
Некоторые МФО даже при досрочном погашении требуют оплатить проценты за весь срок. Подобные условия встречаются при выдаче займов на срок до 1 месяца.
При этом в соответствии с п. 2 ст. 810 ГК РФ сумма беспроцентного займа может быть возвращена заемщиком досрочно полностью или частично, если иное не предусмотрено договором.
При досрочном возврате займа МФО имеет право на получение с заемщика процентов, начисленных включительно до дня возврата суммы займа, полностью или ее части.
Таким образом, при досрочном возврате суммы займа требование МФО уплатить проценты за весь срок действия договора займа противоречит законодательству Российской Федерации.
Рекомендуем вам обратиться с жалобой в Банк России, приложив все необходимые документы. Это можно сделать через интернет-приемную.
Образовалась просроченная задолженность по кредиту, банк назначил платежи за просрочку в сумме более 30% годовых. Это вообще законно?
Платежи за просроченную задолженность не должны превышать размер неустойки, установленный законом.
Выплата неустойки при неисполнении или ненадлежащем исполнении должником своих обязательств должна быть обозначена в договоре (кредитном или займа) и зафиксирована в
В зависимости от того, начисляются или нет проценты на сумму долга за период нарушения обязательств, размер неустойки по договорам потребительского кредита (займа) не может быть более 20% годовых (или более 0,1% за каждый день просрочки), а по договорам ипотеки — не может превышать размера ключевой ставки Банка России на день заключения договора (или 0,06% за каждый день просрочки).
Мне на электронную почту пришло письмо от Банка России, в котором говорится, что на моё имя открыт крупный денежный счёт в иностранном банке, и что я должен оплатить теперь комиссию за её получение. Что это?
Банк России по своей инициативе не направляет гражданам письма, не звонит и не рассылает сообщения. При получении электронных писем о поступлении на ваше имя крупной денежной суммы в иностранном банке или организации, происхождение которой вам неизвестно и/или вызывает сомнения, а также с предложением оплатить комиссию/налог/страховку и т.д. для её получения, настоятельно рекомендуем не отвечать на такие сообщения и ни в коем случае не переводить деньги, т.к. это распространенный вид мошенничества.
Также мошенники могут от имени Банка России звонить, рассылать смс/сообщения в мессенджерах с предложением получить компенсацию за купленные ранее лекарственные средства (медицинские приборы, БАДы).
Чтобы не стать жертвами злоумышленников, будьте бдительны, всегда проверяйте информацию на достоверность и не поддавайтесь на провокации.
Во всех случаях, вызывающих подозрение, немедленно обращайтесь в правоохранительные органы!
На сайте «Финансовая культура» можно узнать о том, как накопить, сохранить и приумножить средства, избежать финансовых проблем, не угодить к мошенникам и многое другое.